меню
центр
центр
Опыт кинокомиссий. О чём шла речь на панельной сессии Московской международной недели кино?
Этому празднику исполнилось ровно 105 лет, и за этот немаленький промежуток времени в отечественном кинематографе появилось большое количество картин, которые многие поколения с удовольствием сегодня пересматривают.
Но кинопроизводство – не только творческий процесс, а ещё и административный. Съёмки того или иного проекта всегда необходимо заранее согласовывать с необходимыми ведомствами. Помощь в согласовании оказывают кинокомиссии, которые осуществляют свою деятельность на законодательном уровне как в России, так и во многих странах мира.
На панельной сессии «Опыт кинокомиссий. Как привлечь съёмки в регион» Московской международной недели кино спикеры из ОАЭ, Индии, Мексики, Египта и Таиланда рассказали о полном цикле работы кинокомиссий, привлечении к сотрудничеству иностранных представителей индустрии, самых популярных съёмочных локациях в указанных странах, системе рибейтов, финансовом потоке от кинопроизводства и нюансах оформления запросов на съёмки фильмов.
Прежде всего, надо отметить, что ОАЭ, Индия, Мексика, Египет и Таиланд очень востребованы в кинематографическом плане. В этих странах снимают фильмы не только локальные киностудии, но и крупные голливудские кинокомпании, и стриминговые холдинги, такие, например, как Netflix, Amazon, Paramount. С брендом Paramount активно сотрудничает кинокомиссия Египта, начавшая свою работу 40 лет назад. Кроме того, в стране пирамид есть собственная Академия медийных услуг и инжиниринга. Большое количество известных медийных конгломератов инвестирует в развитие кинематографа в вышеуказанных странах и осуществляет на их территории строительство собственных студий: в пример можно привести лондонскую студию телекомпании NBC в Египте – об этом рассказал генеральный директор египетской кинокомиссии Ахмед Самбад. В то же время у кинокомиссии Мексики деловые отношения с киностудиями в Лос-Анджелесе и Майами.
По словам выступавших на сессии представителей зарубежных кинокомиссий, они ведут политику, ориентированную на международную коллаборацию в сфере кино. И это касается не только всего процесса съёмок в целом, но и персонала на съёмочных площадках. Как отметила глава индийского Офиса содействия кинопроизводству Шрути Раджкумар, необходимо привлекать к сотрудничеству кинематографистов из разных стран, имеющих культурный опыт, в том числе из России.
В ключе международного сотрудничества спикеры также обсудили финансовый вопрос. Во всех вышеназванных странах предусмотрена система компенсаций затрат на кинопроизводство, т.е. рибейты, и различного рода скидки на услуги кинематографической сферы. В Египте размер скидки для иностранных кинематографистов доходит до 40%. А в Таиланде, как уточнила специалист по развитию туризма киноофиса страны Яджай Ваттанапреда, размер рибейтов зависит от бюджета проекта, показанного в фильме положительного имиджа Таиланда и нанятых на определённый проект местных жителей. Если бюджет картины составляет примерно 1,5 млн долларов, то кинематографисты могут получить рибейт в размере 15% от затрат на производство киноленты. Если в картине в позитивном свете представлен Таиланд, а в качестве сотрудников на съёмочной площадке работают местные жители, размер рибейта может составить около 3%.
Плюс корректную финансовую политику кинокомиссиям стран-участниц сессии обеспечивают государства. Кинокомиссии получают полноценную правительственную поддержку.
Поговорили на сессии о количестве выпускаемых проектов и сроках согласования съёмок. Генеральный директор мексиканской кинокомиссии Гильермо Салдана Пуэнте отметил, что на территории Мексики за последние 5 лет было реализовано около 6000 проектов. При этом Кинокомиссия Мексики работает 24 часа в сутки 365 дней в году, и в день получает примерно 37 разрешений на съёмки. Согласование может быть прислано в кинокомиссию в течение суток или 12 часов, при условии, что все документы оформлены правильно.
На территории Индии только за прошлый год было снято около 1700 фильмов, самыми популярными площадками у кинематографистов являются Дели, Бомбей, горы и река Ганг. Однако для того, чтобы получить согласование съёмок, режиссёр, продюсеры и другие члены съёмочной группы должны доказать индийским властям важность и ценность проекта.
В Таиланде дела с согласованием обстоят следующим образом. Если картина документальная – разрешение можно получить за три дня. Если фильм художественный – в течение недели. При этом в обязательном порядке съёмочная группа должна предоставить сценарий правительству страны.
И, конечно, не могли на прошедшей сессии не затронуть тему съёмочных локаций. Директор по развитию талантов Управления креативных медиа ОАЭ Халид Хоури рассказал о том, что определённое количество локаций в Эмиратах использовал голливудский актёр, продюсер и каскадёр Том Круз для съёмок одной из частей шпионского блокбастера «Миссия невыполнима». Халид Хоури также отметил, что в ближайшее время в ОАЭ откроется несколько новых музеев, которые тоже можно будет использовать в качестве локаций для съёмок.
Подводя итоги открытой панельной сессии, можно с уверенностью констатировать, что мировая киноиндустрия ускоряется в своём развитии, всё больше нацеливаясь на международное творчество. Российские актёры театра и кино востребованы у зарубежных режиссёров, а некоторые города становятся официальными киностолицами. А это означает, что кинокомиссии по всему миру продолжают свою работу, расширяя кинематографические горизонты.