меню
центр
центр
«Я научился переспрашивать»: продюсер Михаил Копытков рассказал о нюансах своей профессии и о наличии персонального интереса к проектам
— Михаил, что, на Ваш взгляд, самое сложное в работе продюсера? И какие в целом бывают трудности в такой работе?
Самое сложное, но оно же и самое интересное, заключается в том, что проекты практически всегда отличаются друг от друга. Соответственно, отличается состав и размер группы, кол-во задач, бюджеты, сроки. Поэтому невозможно заранее создать какой-то шаблон, по которому ты действуешь каждый раз. Со временем ты собираешь контакты специалистов, как колоду карт в каком-нибудь карточном рогалике, и при появлении новой задачи, можешь тасовать эту колоду и выбирать подходящих героев для нового приключения. Помимо этого не стоит забывать, что это работа с людьми, то есть человеческий фактор может в любой момент проявиться как в хорошую, так и в плохую сторону. Всегда нужно быть к этому готовым и стараться держать в голове несколько «планов Б».
— Есть ли какие-либо различия в продюсировании короткого метра, полнометражных фильмов и рекламных роликов?
Полный метр продюсировать мне не приходилось пока, но в целом я себе это представляю. Во-первых, различны сроки реализации. Рекламные или коммерческие ролики иногда нужно снять и сдать за неделю, бывают и страшнее истории, сроки производства короткого метра могут очень сильно варьироваться в зависимости от его сложности и бюджета, поэтому тут я бы назвал срок от двух недель до полугода. Ну а полный метр можно и всю жизнь снимать. И тут надо понимать для себя, марафонец ты или спринтер, тебе легче снимать несколько смен, но тяжёлых двадцатичасовых или целый пул из двадцати смен, но по десять часов. Умеешь ли ты распределять нагрузку на долгий период или тебе легче «один раз напрячься». Я вот для себя ещё не понял. А ещё долгие проекты требуют большего погружения, можно эмоционально устать, перегореть, проект может надоесть или в процессе видоизмениться так, что перестанет тебе нравиться. В общем, много всего. Во-вторых, бюджеты разные. Причём, в этом вопросе нет прямой зависимости бюджета от длительности видео, то есть бывают случаи, когда полный метр стоит дешевле, чем пятнадцатисекундный рекламный ролик на ТВ. Всё зависит от задач и подхода. Получается, что общее у трёх этих форматов одно: задача — снять задумку с имеющимся бюджетом и в поставленные сроки, всё остальное может отличаться.
— Появляется идея создать проект. С чего Вы начинаете свою работу, как продюсер?
Сначала нужно понять, нравится ли тебе проект лично. После этого нужно понять бюджет и сроки. Если проект нравится, но бюджет очень маленький, то можно его брать, работать без прибыли для себя — такое бывает, и довольно часто — но получать удовольствие от результата. Касаемо сроков — бывает, что приходит клиент, рассказывает про свой проект, тебе он очень нравится, но сдавать его через месяц, а на этот месяц у тебя уже в работе что-то запараллелено. Приходится отказываться или предлагать дружественным продакшенам.
— Михаил, какова роль продюсера на этапе препродакшена и постпродакшена?
Я считаю, что основная задача на препродакшене — максимально точно понять клиента и подобрать под это максимально подходящую команду для реализации. А пост — для меня по ощущениям это уже финишная прямая, когда большая часть пути пройдена. Не знаю, почему так, ведь пост часто дольше съёмочного процесса, и бывает по-своему сложнее. На посте главное не сбавлять темп, держать команду поста в тонусе и не перевалиться за дедлайн.
— Как работа продюсером способствует профессиональному и личностному росту? Чему конкретно Вы научились за всё время работы продюсером?
Сложный вопрос. Первое, что пришло в голову — я научился переспрашивать. Если есть хоть гипотетическая возможность интерпретировать слова заказчика более чем одним смыслом, я переспрошу и уточню, правильно ли я понял. Даже если мы говорим об очевидных вещах, типа «Дважды два равно... ну тут понятно...», я в ответ «Нет, не понятно. Четыре? Дважды два равно четырём? Это Вы имеете в виду?», потому что слишком часто бывали случаи, когда всем всё было понятно и очевидно, но представляли себе разное. Ну и работа с людьми подразумевает развитие способности общаться с разными характерами, встречать разные реакции и поведения, поэтому приходится учиться общаться и находить подходы к разным людям. И чаще это даже касается команды, нежели клиента. В нашем продакшене никогда не было и не будет позиции «я тебе плачу деньги, я тут главный». Мы на каждый проект стараемся собрать такую небольшую (или большую) семью, чтобы всем было комфортно работать.
Фото из личного архива Михаила Копыткова