меню
центр
центр
"Мятежники" - это современная притча": режиссёр Владимир Алеников в эксклюзивном интервью Креативному бюро "Регион" рассказал о своём новом проекте
В современном кино жанр детской комедии уступил место социально-философским драмам, в которых тоже снимаются дети. Режиссёр фильмов «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» и «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» Владимир Алеников в большом эксклюзивном интервью «Креативному бюро «Регион» рассказал о своём новом фильме «Мятежники», о причинах популярности соцдрам и правилах работы с детьми на съёмочной площадке.
— Владимир Михайлович, расскажите о фильме «Мятежники». О чём он? Или, вернее даже спросить, о ком?
— «Мятежники» — это уникальный кинопроект, героями которого станут дети с ограниченными возможностями. Будущий фильм должен привлечь внимание к проблемам этих детей и в нашей стране, и далеко за её пределами. Жизнь каждого из них уже сложна с физической и психологической точек зрения. А тут ещё на неокрепшие детские плечи ложится новое испытание — конфликт с несправедливым миром взрослых. Подобные острые социальные истории всегда вызывают большой интерес и в обществе в целом, и у крупных международных кинофорумов в частности, поскольку касаются без исключения всего мира. Особо уязвимая категория людей — это не просто дети-инвалиды, а дети-инвалиды, живущие в интернатах. Часто их проблемы даже неизвестны обществу, а если и известны, то в этом отношении делается недостаточно. Наша картина — это возможность привлечь серьёзное внимание к этой проблеме, способ дотянуться до тех людей, которые в своей жизни не пересекаются с благотворительными или социальными проектами. Фильм должен обратить внимание общества на те сферы жизни, которые находятся за пределами его интересов, изменить его отношение к этим детям, которые по большому счёту ничем не отличаются от обычных детей, живущих дома, в семьях. Они точно так же имеют право на любовь, заботу, свой дом. «Мятежники» — это современная притча. Это призыв к толерантности, поискам взаимопонимания. Это фильм-размышление. Это фильм о нашем обществе в непростое время. Это фильм обо всех нас, мы ведь все родом из детства. Вспомните, как Вы видели мир в детстве — в этом мире было все достижимо, все возможно, слово «нельзя» воспринималось как нечто враждебное нашему детскому мироощущению. С течением времени нам стало казаться, что тот наш детский взгляд на окружающий нас мир был наивным и далёким от реальности. Мы сами воздвигли вокруг себя баррикады некоей «разумности», которые только отражают и оправдывают наши, появившиеся позднее, страхи. А может быть, тот далёкий детский взгляд и есть истина? Проект «Мятежники» — это проект о возвращении каждого из нас в свое детство, проект возвращения ко всему хорошему, что есть в любом из нас. Это проект о луче солнца в непогоду, который несёт всем нам надежду на лучшее.
— У юных актёров фильма «Мятежники» достаточно многослойные роли. А у Вас многолетний опыт работы с детьми. Как Вы находите с ними общий язык? И как получается, что ребёнку на экране действительно веришь? Дело в профессионализме, детской непосредственности, или и в том, и другом?
— В моей книге «Свой почерк в режиссуре» есть большая глава о работе с детьми. Если коротко, то главное это не сюсюкать с ними, а относиться к ним уважительно как к партнёрам по важной работе. И, конечно, режиссёр, работающий с детьми, просто обязан быть ещё и педагогом. Мне в этом смысле повезло, у меня за плечами хороший учительский опыт, я несколько лет проработал в школе, преподавал сначала французский, а потом русский язык и литературу. Мне этот опыт очень помогает. И ещё одно — детей необходимо готовить к съемкам — репетировать, учить. Это единственная панацея от неудач и плохой игры.
— Владимир Михайлович, конечно, многие знают Вас как автора фильмов о приключениях Петрова и Васечкина. На них выросло несколько поколений. Героев Егора Дружинина и Дмитрия Баркова полюбили за их невероятную способность выпутываться из самых сложных ситуаций — ведь с ними постоянно что-то приключалось! А ещё за то, что у них светлые, добрые образы. И фильмы о Петрове и Васечкине — музыкальные комедии. Как Вы думаете, может ли быть актуальной сейчас детская комедия о взрослых сложностях? Или этот опыт остался в советском прошлом? Не было желания снять продолжение истории про уже повзрослевших Петрова и Васечкина?
— Детская комедия о взрослых сложностях — это, безусловно, весьма востребованный жанр. А если к тому же ещё и музыкальная, то шансы на успех у неё многократно возрастают. За прошедшие сорок лет у меня вышло с десяток книг о новых приключениях Петрова, Васечкина и Маши. Я периодически отправляю их в разные страны, где с ними происходят невероятные события. То они у меня в Антарктиде, то в Африке, то в Колумбии. В самой последней книжке этой серии — «Новейшие приключения Петрова и Васечкина в горах Кавказа» — моя троица вместе с классом отправляется на экскурсию в Пятигорск, по лермонтовским местам. И там мои герои волей судеб проваливаются в 19-й век, где с ними опять, разумеется, происходят приключения обыкновенные и невероятные. В частности, они пытаются спасти Лермонтова от гибельной дуэли. По мотивам этой книги у меня написан сценарий музыкальной комедии. Это мой следующий проект. Надеюсь на будущий год его осуществить.
— Поделитесь Вашими впечатлениями о съёмках в Подмосковье.
— Считаю, что нам очень повезло с локацией. В селе Красный путь мы нашли идеальный дом, который с помощью наших художников превратили в обжитой дом-интернат. А «роль» небольшого российского города превосходно «сыграл» Подольск, по улицам которого бегала наша героиня. Подмосковье очень разнообразно, здесь можно найти всё, что душе угодно. Я очень доволен и локациями и отношением людей, с которыми мы столкнулись на этом проекте.
— Владимир Михайлович, и в завершении. Несколько напутственных слов современным детям и подросткам.
— Надеюсь, что наши мятежники вдохновят детей и подростков, которые прочтут книгу или увидят фильм. Не отступать перед трудностями, не сдаваться, добиваться, во что бы то ни стало осуществления своей мечты — этому должна научить их рассказанная нами история. И я, когда писал книгу, встретил немало детей, которые, несмотря на трагические судьбы, остались прекрасными людьми, заслуживающими всяческого уважения.
Фото: пресс-служба кинокомпании "Зрительный контакт"