Размер шрифта:
Изображение:
Мособлкино

Молодые и амбициозные: как начинающие кинематографисты снимают фильмы и продюсируют студенческие проекты

18 октября 2023 Новости

Все когда-то с чего-то начинают, в том числе специалисты киноиндустрии. В этой связи можно вспомнить яркие примеры из мира киногрёз: классика советской комедии «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён» стала дипломной работой режиссёра Элема Климова, создатель «Соляриса» и «Сталкера» Андрей Тарковский начал снимать фильмы во время обучения во ВГИКе.

Современные студенты киновузов тоже даром времени не теряют и в полную силу реализуют себя в профессии. «Креативному бюро «Регион» удалось пообщаться с молодыми представителями киноискусства и выяснить, почему им так нравится снимать в Подмосковье, о чём они хотят рассказывать зрителям и с какими сложностями сталкиваются при продюсировании кинокартин.

Студенты окунаются в «киношный омут» с головой с первого курса. Препродакшн, кастинг, утверждение на роли, поиск локаций, дальнейшее развитие фильма – всё это, как правило, ложится на плечи продюсера. Словом, всё, как и у вполне состоявшихся профессионалов. Однако в работе начинающих покорителей деловых киновершин появляется ряд сложностей, с которыми приходится сталкиваться при производстве. Об одном таком нюансе и о важности своего первого проекта рассказывает студент 4 курса ВГИКа и линейный продюсер Иван Хотиненко:

«Продюсера-студента могут привлечь как на стадии девелопмента, так и на съёмочный или вовсе монтажно-тонировочный этап работы с целью продвижения фильма на различные фестивали. Несмотря на востребованность и необходимость в продюсере, молодые режиссёры часто пренебрегают нашими творческими и продюсерскими навыками. Нас обучают не только находить деньги и продвигать фильмы, но также понимать его целевую аудиторию, работать со сценарием, его производственными параметрами, вырабатывать стратегию построения дальнейшей судьбы проекта и так далее. Это очень важные аспекты даже для студенческих фильмов. Любой такой проект можно рассматривать как потенциальный стартап для своей дальнейшей карьеры».

Продюсеры говорят и о других трудностях при производстве студенческих фильмов. Бывают ситуации, при которых кинопрофи приходится работать именно на студенческих проектах – понравилась идея, творческий порыв, как выстроен сюжет, одним словом, причина может быть не одна. Линейный продюсер и выпускник Высших курсов сценаристов и режиссёров им. Г.Н. Данелии Никита Черятов делится своим мнением относительно того, как профессионалу, работающему со студентами, переключиться на некоммерческий проект и избежать организационных проблем:

«Переключиться с проекта коммерческого на студенческий - крайне сложно. Если только это не твоя личная идея. Здесь, к сожалению, всегда надо держать в голове, что у тебя нет лишней суммы на ту или иную мелочь. И на первый план выходит пресловутая коммуникация. Точнее способность предложить что-то помимо финансовой выгоды. И это при условии, что я всегда выступаю за то, что труд людей хотя бы минимально, но должен быть вознагражден. Сверх этого не будем забывать, что управлять командой, когда она работает за идею крайне тяжело. Не буду спорить, что люди из кинематографа довольно часто готовы присоединиться к творческим, студенческим проектам. Но вот работа уже на самом проекте, это умение искать точки соприкосновения (на большом кинопроизводстве по сути также). Помогает опыт и юриспруденция. Хорошо составленный договор, по сути своей снимает головную боль у всех сторон. Жаль, что на студенческих проектах не часто встретишь пару-тройку листов А4 с подписью того или иного спеца. Всецело студенческий кинематограф - это для многих вход в индустрию и особых отличий в канве мы не увидим. Да, здесь может быть чуть проще отношение к переработкам. Люди занимают несколько позиций для экономии бюджета. И все же, это возможность завести новые знакомства и найти специалистов уже для оплачиваемых проектов».

Поиск подходящих для съёмок локаций – тоже большой организационный момент. По словам начинающих кинотворцов, в Подмосковье много подходящих мест. Фильм исторический? Можно снимать в усадьбе, их в области большое количество. Хочется снять красивое, романтичное кино о влюблённых? Парки Подмосковья служат отличным фоном. Исполнительный продюсер и выпускница Московской школы кино Светлана Володина делится своими впечатлениями от региона:

«Самое привлекательное в Московской области с точки зрения киносъёмочного процесса для меня - это, конечно, множество интересных локаций: начиная от лесов и полей, заканчивая как историческими, так и современными постройками».

Если вопрос с локациями и организацией съёмок студентам решить не так просто, как кажется на первый взгляд – в силу отсутствия необходимого опыта, финансирования или других внешних и внутренних факторов, то, как утверждает Светлана Володина, на вопрос «о чём снимать фильм?» моментально находится ответ:

«Из опыта работы со студентами/выпускниками сценарного и режиссерского факультетов, у меня складывается мнение, что чаще всего они снимают глубокие картины, где посредством сюжета молодые ребята могут рассказать о наболевшем. Иногда они используют приёмы своих кумиров-кинематографистов, что само по себе очень здорово. Я убеждена, что только благодаря огромной культурной базе, насмотренности и попыткам применять опыт гениальных людей можно научиться чувствовать кино и создавать что-то новое. Молодых творцов, по моему мнению, волнуют такие темы, как: правильность выбора профессии, преодоление страха, путь к мечте, а также сосредоточение на внутреннем “Я”. В жанровой классификации это чаще всего драмеди, драмы и артхаус, и реже комедии, фэнтези и хоррор».

Возможно, большую роль в выборе темы студенческого фильма играет аксиома: «я ассоциирую себя с персонажем», а события, происходящие на экране, кажутся зрителям максимально приближенным к реальности. А для студентов на первый план всё чаще стали выходить обычные человеческие ценности. Режиссёр-постановщик Анастасия Мегриш, получившая второе высшее образование во ВГИКе, отмечает, что, к примеру, темы семьи и русской культуры – те самые, о которых хочется рассказывать и показывать:

«Детство и юность мне довелось проводить в деревне у бабушки в Смоленской области, и там я очаровалась традиционным хоровым пением местных бабушек и многообразием фольклора. В школьные годы меня очень удивляла моя одноклассница - уроженка Армении. Она очень активно продвигала армянскую культуру в нашей школе – ставила традиционные танцевальные номера. Тогда я впервые задалась вопросом «почему же я и мои одноклассницы ставим этюды и танцы под модную, популярную музыку, которая никак не связана с красотой русской культуры?» Кажется, что наша прекрасная культура в какое-то время уступила моде и осталась кое-где локально в глубинках России. Думаю, что хочу быть режиссёром – носителем культурных традиций, но в то же время быть новатором, придумывать новые правила и сочетания в кино, постоянно пробовать, чувствовать зрителя».

Сейчас те, кто хотят быть профессионалами в сфере кино, обучаясь в ВУЗах и киношколах, активно снимают, несмотря на сложности. И не просто, чтобы выполнить очередное задание педагога, курсовую работу, а потом забыть. Они выбирают для себя определённые тематические направления, которые дают выход эмоциям на экране, о которых студенты имеют возможность и хотят размышлять. В связи с этим стали чаще появляться качественные авторские фильмы с заложенным глубоким смыслом и особенной философией. И пусть это больше фестивальное кино, это вовсе не означает, что собственное режиссёрское видение – не для широкой аудитории. Совсем даже наоборот.

Фото из личного архива Светланы Володиной и Анастасии Мегриш
museum
museum
museum